Доступная среда
Школа, доступная для всех.
Образование — неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах из-за отсутствия в них необходимых условий. Дети с инвалидностью — тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты о том, как обрести профессию, получить достойную работу. Создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.) стало задачей школы, когда в 2015 году МОУ СОШ х.Клетский стала участницей муниципальной целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения в Среднеахтубинском муниципальном районе».
Итак, в школу пришел учиться ребенок, который пользуется инвалидной коляской, костылями, у него ослабленное зрение или он просто ходит медленно. Необходимо приспособить здание школы, чтобы такой человек в школе себя чувствовал наиболее комфортно. Мы такие работы выполнили.
Вход в нашу школу начинается с входной конструкции, состоящей из: крыльца со ступенями, выделенными контрастным цветом, пандуса, перил, кнопки вызова обученного сотрудника для оказания помощи, навеса, входной двери яркого цвета, таблички с названием школы, в том числе выполненной шрифтом Брайля; оборудованного запасного выхода из здания.
Широкие дверные проёмы, безопасные переходы, наличие гусеничного подъемника «Шерпа» - хорошее решение проблемы передвижения школьника- инвалида внутри школы.
В школе обустроен туалет для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе и инвалидов-колясочников.
Ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения, поэтому в школе для таких детей предусмотрены обустроенные места в раздевалке (доступные вешалки, полки для обуви, скамейка), столовой (широкие проходы между рядами столов, нескользкое покрытие), библиотеке (стол), учебных кабинетах (специальные регулируемые учебные столы) . Ширина проходов между рядами столов позволяет свободно передвигаться.
Еще одним способом облегчения передвижения детей - инвалидов внутри школы, вне помещений может являться разнообразное рельефное покрытие полов. То есть при смене направления меняется и рельеф пола.
Педагогические работники МОУ СОШ х.Клетский (100 %) прошли обучение по различным специальным программам: «Инклюзивное образование», «Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ», «Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма».
Педагогический, административно – технический персонал прошли обучение по программе Методического пособия (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются , оказания при этом необходимой помощи. Администрация школы, сотрудники убеждены, что самое главное, когда в школу приходит ребенок с инвалидностью — создать общий настрой не только одноклассников, учителей, но и других участников образовательного процесса. Мы считаем, что если к ребенку с инвалидностью относиться как к самому обычному школьнику (с некоторыми особыми потребностями), то такое отношение передается всем, находящимся в школе. Таким образом, мы учим всех оказывать посильную помощь детям с проблемами по состоянию здоровья. Вовлечение таких детей во все виды деятельности позволяет сформировать у окружающих толерантное отношение как к равному к человеку, которому бывает нужна помощь и поддержка.
За период от вступления в программу «Доступная среда» по настоящее время, в школе создана нормативно – правовая база по данному направлению, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ х.Клетский на 2016-2020 гг.
Мы считаем, что МОУ СОШ х.Клетский имеет право называться «Школой, доступной для всех!»
Паспорта доступности:
1. Паспорт доступности х. Клетский
2. Паспорт доступности х. Пламёнка
3. Паспорт доступности х. Репино
4. Паспорт доступности х. Тумак
6. Паспорт доступности х. Ямы (дош.)
Анкета доступности.
Акт доступности
Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ.
Положение о тьюторском сопровождении.
Приказ о создании программы.
Адаптированная программа.
Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан.
Ознакомление с методическим пособием.
Тестирование по доступной среде.
Журнал проведения инструктажа.